Дефекты и повреждения

          Причинами появления дефектов труб являются их несовершенная конструкция.  Проектируя и строя трубы, инженеры не смогли избежать и предусмотреть всех факторов. Технические ограничения в возможности бетонировать без перерывов, устраивать газоплотную футеровку, иметь доступ к теплоизоляции сыграли свою роль. Эксплуатация дымовых труб в течении десятков лет под воздействием  разрушающий факторов привела к необходимости качественного ремонта.

        Большинство труб в России строилось с применением технологии переставной опалубки. Обычно высота секций бетонирования составляет 2.5 метра, а это примерно 40-100 стыков по всей высоте. В местах стыков, как с внутренней, так и наружной стороны ствола, бетон всегда более рыхлый и пористый. Футеровка выполненная в виде кирпичной кладки не является абсолютно герметичной. Швы в кирпичной кладки пропускают дымовые газы в зазор между футеровкой и железобетонным стволом.  При этом температура газов падает до точки росы и выделяется конденсат. Конденсат часто содержит агрессивные составляющие. При его оседании на внутренней поверхности железобетонного ствола происходит разрушение бетона, особенно в месте стыка секций бетонирования.  Верхняя часть ствола находящаяся в зоне окутывания дымовыми газами так же подвержена значительным повреждениям.

5 3 2

           Под воздействием этих факторов происходит потеря прочности бетона из за вымывания извести из цементного камня  (выщелачивание цементного камня). Из исследований известно, что потеря 16% извести приводит к снижению прочности примерно на 20%. Полная потеря прочности бетона наступает уже при 40-50%ной потере извести. В случае воздействия кислотного конденсата идет преобразование извести в соли серной, соляной или азотной кислоты. В последствии продукты разрушения вымываются. Структура бетона становится пористой и ствол теряет прочность. Высокая концентрация щелочей убивает основные составляющие цементного клинкера (кремнезема). Прочность бетона уходит безвозвратно и спасти конструкцию от полного уничтожение может только чудо.

          Пористая и рыхлая структура бетона является легкой добычей для влаги и холода. Замораживание бетона после насыщения водой его рыхлой структуры приводит к образованию льда. При этом давление в порах от расширения льда просто разрывает бетон. Это процесс идет от первых заморозков в ноябре до конца марта. Циклическое воздействие оттепель – похолодание характерно для Северо-Запада России.  Дымовые трубы превращаются в ледяных монстров.

          Только ли  разрушение бетона следует опасаться? Известно, что бетон хорошо работает на сжатие и в десятки раз хуже на растяжение.  Для восприятия растягивающих усилий и применяют стальные арматурные стержни.  Арматурные стержни защищены от коррозии слоем бетона. Под воздействием щелочной среды бетона поверхность арматуры покрывается пассирующей пленкой, которая и защищает её долгие годы. Что же может повредить пленку и превратить прочную стальную арматуры в пыль? Это кислая среда. Под воздействием СО2 и SO2, которые присутствуют в дымовых газах, снижаются защитные свойства бетона. Падает щелочность, окислительные процессы нарастают и начинается коррозия. Коррозия арматуры часто идет без видимых признаков, под защитным слоем бетона арматура может за несколько лет потерять до 70-100% поперечного сечения. А что такое бетон без арматуры мы уже знаем.

4 6

 

Новостивсе новости