Главная \ Статьи \ Первый торговый комплекс Петербурга. История строительства, некоторые результаты обследования каркаса здания универмага «ДЛТ».

Статьи

« Назад

Первый торговый комплекс Петербурга. История строительства, некоторые результаты обследования каркаса здания универмага «ДЛТ».  24.06.2013 02:37

          По мнению автора историко-документального очерка Ю.В. Братющенко «Дом Ленинградской торговли (СПб, 2000, 178 стр. с обширной библиографией). Датой рождения замечательного памятника Петербургского творчества, Торгового дома на Большой Конюшенной следует считать 7 декабря 1909 года, когда была введена 1-ая очередь строительства – Большой зал. Таким образом вековой юбилей приближается.

В первом номере журнала «Ардис» за 2008 г. мы коснулись истории, конструктивных особенностей и некоторых результатов обследования технического состояния в основном ограждающих конструкций. Главная особенность здания -  применение впервые в России монолитного железобетона в столь большом объёме в виде каркаса (скелета) на ребристой фундаментной плите. Очень интересные подробности истории и строительства приведены  в  статье В.И. Савицкого в журнале «Цемент, камень и железо» (СПб, 1908-1910). Автор этой работы, студент Института Гражданских инженеров, состоял членом технического надзора за строительством первой очереди.

            Для сооружения здания вчерне (без отделки) был объявлен конкурс. Строительные фирмы предложили два варианта: а) железный каркас и кирпич и б) целиком из железобетона.

            Конкурсные цены, представленные фирмами, были следующие: по железному каркасу – от 575 тыс. до 776 тыс. руб.; по железобетону – от 500 тыс. до 511 тыс. руб. Строительная комиссия решила возвести здание из железобетона с устройством несгораемых чердаков, приведя ряд преимуществ такого решения, а именно: абсолютная безопасность в пожарном отношении (с соответствующим понижением страховой премии), непроницаемость бетона при устройстве полов магазинов и складов: быстрота производства работ, позволяющая закончить здание вчерне за один сезон; отсутствие необходимости ремонта; удешевление стоимости постройки (по сравнению с железным каркасом на 45 тыс. руб. при раздробительном и на 70 тыс. руб. при оптовых подрядах).

            Для исследования грунта были выполнены четыре буровые скважины, которые показали следующий состав грунтов: наносный слой до 2 метров, тонкий слой песка и глины, слой чистого речного песку толщиной не менее 6 м, слой серой глины. С учётом этих данных и на основании опыта уже существующих соседних зданий допустимое давление на грунт было определено в 2 кг на кв. см. С учётом теплопроводности бетона Комиссия отметила необходимость, что наружные железобетонные элементы должны быть предохранены от промерзания. В это время существовало мнение, что железобетон неприменим в России из-за её климатических условий. Песок, добытый при рытье котлована, оказался настолько хорош, что после пропуска через грохот для удаления органических остатков почти весь пошёл в дело при получении бетона. Цемент употреблялся портландский завода «К.Х. Шмидт, Рига» и доставлялся в мешках. Предельные размеры гравия и щебня из твёрдых гранитных пород были приняты для фундаментной плиты 7-8 , для колонн 5-6, для перекрытий 3-4 см в соответствии с насыщенностью этих конструкций арматурой. Стоимость финляндского гравия доходила до 4,12, щебня до 5,35 руб. за метр куб. На стройке работали три электромеханические бетономешалки производительностью 120 куб. метров за 10 часов каждая. Продолжительность перемешивания от 2 до 4 минут. Бетон применялся пластичный и «жиже пластичного». Доставка бетона на место укладки производилась на тачках и в вагонетках.

            В качестве арматуры применялось железо круглого сечения, литое, от 5 до 25 мм в диаметре. Стержни арматуры для получения нужной длины сваривались встык.

            На стройке были приняты Прусские Нормы и технические условия, согласно которым временное сопротивление кубического образца со стороной 300 мм раздроблению на прессе должно было быть не менее 180 кг/см кв. после 28 –дневного хранения его во влажном песке.

            Испытания производились профессором В.В. Эвальдом на 300-тонном прессе Мартенс в лаборатории Института Гражданских Инженеров.

            Стержни арматуры длиной в один аршин диаметрами 5, 7, 10, 15, 20, 25 мм испытывались в лаборатории Института Путей Сообщения по два экземпляра каждого диаметра испытания показали, что образцы удовлетворяют Нормам Министерства Путей Сообщения для производства железобетонных работ, утвержденным 30 мая 1908 г.

            Согласно принятым на стройке Техническим условиям, допускаемые напряжения были приняты следующие: для бетона на сжатие – 35 кг/см кв., при изгибе – 40 кг/см кв., на скалывание – 4,5 кг/м кв, железа на растяжение – 1000 кг/см кв.

            Железобетонная фундаментная плита состоит из главных и вспомогательных балок, балки выступают на 30-50 см ниже нижней поверхности плиты. Ширина балок понизу 150 см. В проекте принималось, что если распределить равномерно вес от здания только на балки, то нагрузка на грунт будет не более 2 кг/см кв.

            Толщина плит – 8-100 см, обратные своды имеют в замке 35-40 см. Обратные своды сверху заполнены тощим бетоном, их нижняя поверхность горизонтальна.

            Фундаментная плита 1ой очереди занимает площадь 3400 кв. м. С учётом работы заполнения давление на грунт равно лишь 0,8 кг/см кв. Общий вес здания таким образом был принят 8*3400=27200 тонн. Глубина котлована была, примерно, 3,75 м; высота фундаментной плиты с балками 1,30 м.

Перекрытия этажей выполнены в виде ребристых плит и рассчитаны на нагрузку 540 кг. на кв. м.  Вуты вспомогательных балок заменены боковыми уширениями этих балок в виде ласточкина хвоста, а сами балки были закрыты подвесным потолком.

Часть перекрытий подвального и первого этажей была подвергнута испытанию пробной нагрузкой через два месяца после начала бетонирования. Прогиб измерялся приборами Грио с точностью до 0,025 мм. Загружение  осуществлялось влажным песком и составляло 1100 кг. кв. на метр. После выдержки под нагрузкой в 18,5 часов  (по техническим условиям достаточно 6 часов) остаточным прогиб испытуемой балки и плиты был соответственно в 3 и 1,5 раза меньше допустимого.

            Гидроизоляция подвальной части здания внутренняя и выполнена из водонепроницаемой штукатурки толщиной 30 мм. Гидроизоляция нанесена на фундаментную плиту по всей площади подвала и заведена на стены и колонны на высоту около 1,5 м, поверх уложен слой тощего бетона толщиной 60-70 мм.

            В результате обследования несущих конструкций было обнаружено значительное число дефектов и повреждений в монолитных плитах и балках перекрытий, лестницах, железобетонных и каменных конструкциях башни под шпиль.

            Инженерно-геологические условия были определены ООО «ГНОЗОНД» в 2007 г.на стадии предпроектного проектирования и, в общем, подтвердили исторические сведения.

В конструкциях фундаментов (контурные балки и стены подвала) на участках, обнаруженных в шурфах, значительных физических повреждений не зафиксировано. Вертикальная гидроизоляция находится в удовлетворительном состоянии. Горизонтальная гидроизоляция не обнаружена. Марка бетона балок фундамента в 1 ой очереди – М 300;  2- ой очереди – М 100. Тем не менее, более низкие прочностные свойства материала второй очереди обеспечивают требуемою несущую способность фундаментной плиты.

Гидроизоляция подвала находилась в ограниченно работоспособном состоянии из-за отверстий в полу подвала, каналов для прокладки коммуникаций ниже пола подвала; при этом разрушен слой асфальта тощего бетона и «водонепроницаемая» смазка. В подвале имелся слой воды глубиной до 200 мм.     

Были выполнены расчеты здания 1-ой очереди как единого целого совместно с фундаментной плитой и основанием. По результатам расчетов были определены допускаемые нормативные нагрузки на перекрытия. Были даны необходимые рекомендации по ремонту и усилению некоторых конструкций.  В настоящее время здание находится в стадии реконструкции.

Белый Г.И.
Заслуженный деятель России,
профессор, д.т.н., Директор ЗАО «ЭРКОН»

 Лапшин Б.С.
главный инженер ЗАО «ЭРКОН»



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Новостивсе новости